Авиационные портативные радиостанции: Чистое небо – Четкая связь

Безопасность полетов – абсолютный приоритет в авиации. Ключевым элементом этой системы является надежная и четкая двусторонняя радиосвязь между пилотом, диспетчерами Управления Воздушным Движением (УВД/ATC) и другими воздушными судами (ВС). Именно авиационная радиостанция, работающая в специально выделенном диапазоне VHF Airband (УКВ авиационный диапазон) с использованием амплитудной модуляции (АМ), обеспечивает этот жизненно важный обмен информацией.

Это не просто средство общения, а неотъемлемый компонент авионики, позволяющий получать разрешения, следовать инструкциям диспетчера, сообщать о своем местоположении и намерениях, а также получать информацию о погоде и движении других бортов. Использование правильного, сертифицированного оборудования – залог не только эффективности, но и легальности ваших полетов.

В этой статье мы рассмотрим, почему специализированная авиационная рация незаменима, какие типы существуют (панельные и портативные), разберем их ключевые функции, включая критически важный шаг сетки частот 8.33 кГц, затронем вопросы сертификации и поможем вам купить авиационную рацию, соответствующую вашим потребностям и строгим авиационным стандартам.

Почему специализированная авиационная рация незаменима?

Использовать для связи в воздухе морские, сухопутные (LPD/PMR/CB) или любые другие неавиационные радиостанции категорически запрещено и технически невозможно по ряду причин:

  • Несовместимость по Частотам и Модуляции: Рация авиационного диапазона работает на частотах примерно от 118.000 до 136.975 МГц и использует амплитудную модуляцию (АМ). Большинство других раций работают в иных диапазонах (например, 144/430 МГц, 27 МГц) и используют частотную модуляцию (FM). Они просто не смогут связаться с диспетчером или другим самолетом.
  • Отсутствие Специфических Авиационных Функций: Стандартные рации не имеют поддержки шага сетки 8.33 кГц, навигационных приемников VOR/ILS или кнопки быстрого доступа к аварийной частоте 121.5 МГц.
  • Требования Сертификации: Для установки в качестве основного средства связи на борт сертифицированного воздушного судна (самолета, вертолета) требуется оборудование, прошедшее строгую проверку и имеющее сертификат TSO (Technical Standard Order - стандарт FAA, США) или ETSO (European TSO - стандарт EASA, Европа). Это гарантирует его надежность и соответствие авиационным стандартам.
  • Неэффективность Мобильных Телефонов: На высоте полета часто отсутствует покрытие сотовой сети. Кроме того, телефон не позволяет напрямую связаться с диспетчером УВД или другими ВС в эфире и его использование в полете может быть ограничено правилами.

Типы авиационных радиостанций: панельные и портативные

Авиационные рации делятся на два основных типа:

Панельные / стационарные радиостанции (Panel-Mount/Fixed)

Это радиостанции, предназначенные для установки непосредственно в приборную панель воздушного судна.

  • Назначение: Основное, постоянно установленное средство радиосвязи на борту самолетов и вертолетов.

Преимущества: 

  • Интеграция с бортовой электросетью (стабильное питание).
  • Подключение к эффективной внешней антенне ВС.
  • Интеграция с бортовой системой внутренней связи (интерком/СПУ) и аудио панелью.
  • Обычно более высокая выходная мощность (5-10 Вт несущей АМ, иногда до 16 Вт).
  • Высокая надежность и соответствие стандартам авионики.

Ключевые особенности: 

  • Сертификация TSO/ETSO: Часто является обязательным требованием для установки на сертифицированные ВС.
  • Поддержка шага сетки 8.33 кГц и 25 кГц.
  • Четкий, легко читаемый дисплей (часто с подсветкой).
  • Удобные органы управления для работы в полете.
  • Функции памяти каналов, Dual Watch (прослушивание двух частот).
  • Стандартные авиационные разъемы для подключения антенны и СПУ.

Портативные / носимые авиационные радиостанции (Handheld/Portable)

Автономные, компактные устройства, работающие от аккумуляторов.

Назначение: 

  • Резервное средство связи на случай отказа основной бортовой рации.
  • Основная рация для ВС, где установка панельной невозможна или нецелесообразна (планеры, парапланы, дельтапланы, некоторые СЛА).
  • Связь для наземного персонала аэродромов (техники, диспетчеры старта).
  • Инструмент для обучения пилотов (прослушивание радиообмена, отработка фразеологии).

Преимущества: 

  • Автономность и мобильность.
  • Часто имеют встроенные навигационные приемники VOR и ILS (функция NAV), полезные для тренировки или как резервный навигационный инструмент.

Ключевые особенности: 

  • Компактность и эргономичность.
  • Обязательная поддержка шага 8.33 кГц / 25 кГц в современных моделях.
  • Кнопка быстрого доступа к аварийной частоте 121.5 МГц.
  • Возможность подключения стандартной авиационной гарнитуры (часто через специальный адаптер).
  • Функция ANL (автоматический ограничитель шума).
  • Выходная мощность ниже, чем у панельных (обычно 1-1.5 Вт несущей, 5-6 Вт пиковой мощности PEP).

Ключевые особенности и технологии авиационных раций

Авиационные рации обладают рядом уникальных характеристик:

Авиационный диапазон УКВ (VHF Airband) и АМ модуляция:

Связь ведется в диапазоне частот приблизительно от 118.000 до 136.975 МГц. Используется амплитудная модуляция (АМ). В отличие от FM, АМ позволяет на одной частоте одновременно слышать сигналы нескольких передающих станций (например, пилота и диспетчера, или двух пилотов). Хотя это может создавать помехи при одновременной передаче, считается, что это повышает безопасность, так как слабый сигнал не будет полностью подавлен сильным.

Шаг Сетки Частот (8.33 kHz / 25 kHz):

Критически Важно! 

  • Изначально использовался шаг 25 кГц между каналами. Однако из-за роста интенсивности воздушного движения и нехватки частот, особенно в загруженном воздушном пространстве Европы, был введен более узкий шаг 8.33 кГц. Это позволяет "втиснуть" три канала там, где раньше был один.
  • Внимание! В Европе, включая Германию (учитывая Current Location: Germany), использование радиостанций с поддержкой шага 8.33 кГц является обязательным (mandatory) для полетов по ППП (IFR) и ПВП (VFR) в большинстве классов контролируемого воздушного пространства и для связи со многими аэродромами. Использование старых раций только с шагом 25 кГц серьезно ограничит ваши возможности и может быть незаконным в определенных зонах. При выборе новой рации поддержка 8.33 кГц является практически обязательным требованием.

Навигационные Функции (VOR/ILS):

Некоторые рации, особенно портативные авиационные рации, оснащаются приемниками для навигационных систем: 

  • VOR (VHF Omnidirectional Range): Прием сигналов всенаправленных радиомаяков для определения азимута (направления) на маяк.
  • ILS (Instrument Landing System): Прием сигналов курсового и глиссадного маяков для точного захода на посадку по приборам. На портативных рациях это в основном справочная/тренировочная функция.

Аварийная Частота (121.5 MHz):

Международная частота для подачи сигналов бедствия и для работы аварийных радиомаяков (ELT). Большинство авиационных раций имеют выделенную кнопку для мгновенного перехода на 121.5 МГц.

Память Каналов, Сканирование, Dual Watch:

Стандартные функции для удобства работы: сохранение часто используемых частот (ATIS, Tower, Ground, Approach, Radar), сканирование каналов в памяти, одновременное прослушивание активного канала и канала в режиме ожидания (например, 121.5 МГц).

  • ANL (Автоматический Ограничитель Шума): Функция, помогающая снизить уровень импульсных помех от бортового электрооборудования (особенно системы зажигания поршневых двигателей), делая прием более комфортным и разборчивым.
  • Совместимость с Гарнитурами: Наличие стандартных разъемов для подключения авиационных гарнитур (наиболее распространенный – двойной разъем типа GA: PJ-055 для наушников и PJ-068 для микрофона; также встречаются Lemo, U-174/U). Гарнитура необходима для комфортной и безопасной связи в шумной кабине.

Регулирование, Сертификация и Лицензирование

Использование авиационных радиостанций строго регулируется:

  • Сертификация TSO/ETSO: Как упоминалось, для установки на сертифицированные ВС в качестве основного оборудования связи часто требуется авиационная рация TSO/ETSO. Это гарантирует, что оборудование соответствует строгим стандартам производительности и надежности. Для экспериментальных ВС или СЛА требования могут быть мягче, но использование несертифицированного оборудования в сертифицированном ВС незаконно.
  • Лицензирование Пилота: Для легального ведения радиообмена в авиационном диапазоне пилот должен иметь соответствующую лицензию или квалификационную отметку (в Германии, например, BZF или AZF).
  • Бортовая Лицензия на Радиостанцию: В некоторых странах может требоваться отдельная лицензия на саму радиостанцию, установленную на борту ВС.
  • Рекомендация: Всегда проверяйте актуальные требования EASA (Европейского агентства по безопасности полетов) и национальных авиационных властей (например, LBA - Luftfahrt-Bundesamt в Германии), а также требования руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) вашего воздушного судна.

Как выбрать авиационную радиостанцию?

Подходите к выбору ответственно, учитывая следующие факторы:

  1. Тип ВС и Назначение: Вам нужна основная панельная авиационная рация для установки в самолет или портативная авиационная рация для планера, СЛА, в качестве резерва или для наземного использования?
  2. Поддержка 8.33 кГц: Первоочередной пункт! Убедитесь, что выбранная модель поддерживает шаг 8.33 кГц. Для полетов в Европе это практически безальтернативно.
  3. Сертификация (TSO/ETSO): Требуется ли сертификация для вашего типа ВС и установки? Панельные рации для сертифицированных ВС должны быть сертифицированы.
  4. Навигационные Функции: Нужен ли вам встроенный приемник VOR/ILS (обычно актуально для портативных)?
  5. Бренд и Репутация: Выбирайте продукцию известных и проверенных производителей авионики, таких как Icom, Yaesu, Garmin, BendixKing, Trig Avionics, которые гарантируют качество, надежность и соответствие стандартам.
  6. Бюджет: Учитывайте не только цену самой рации, но и стоимость антенны, гарнитуры, установки (для панельных).

Заключение

Авиационная радиостанция – это ваш основной инструмент для интеграции в систему воздушного движения и обеспечения безопасности полета. От ее надежности, функциональности и соответствия стандартам зависит очень многое. Выбор правильной модели, особенно с учетом обязательной поддержки шага 8.33 кГц в европейском воздушном пространстве, – это ответственный шаг для каждого пилота и владельца ВС.

Обеспечьте себе надежную связь в небе! Изучите наш каталог авиационных радиостанций, воспользуйтесь фильтрами для подбора по ключевым параметрам, таким как поддержка 8.33 кГц, наличие сертификата TSO/ETSO, навигационные функции.

Наши специалисты, имеющие опыт в авиационной радиосвязи, готовы предоставить профессиональную консультацию и помочь вам купить авиационную рацию, которая будет полностью отвечать вашим потребностям, типу воздушного судна и требованиям регуляторов.

Есть вопросы? Позвоните нам или напишите в чат – наши эксперты всегда готовы помочь!

Гибкие условия сотрудничества для бизнеса и корпоративных клиентов!

Наш номер телефона: +7 (999) 809 65 65

С нашим интернет-магазином "БЕЗПОМЕХ" вы всегда будете на связи!





Рация ТЕРЕК Планета 3Д

ТЕРЕК ПЛАНЕТА 3Д АВИАТрёхдиапазонная авиационная радиостанция работает с 999 каналами памяти и об...

Авиационная радиостанция c Bluetooth модулем ICOM IC-A16 E

Icom IC-A16 / A16E — новая авиационная портативная рация от японской фирмы Icom. Станция разработана...

Портативная авиационная радиостанция GPS/GLONASS VOR-Навигация, BLUETOOTH ICOM IC-A25NE / N

Радиостанции ICOM авиационного диапазона отличает исключительная надежность при самых тяжелых услови...

Портативная авиационная радиостанция ICOM IC-A25CE / 25C

Радиостанции ICOM авиационного диапазона отличает исключительная надежность при самых тяжелых услови...

Портативная авиационная радиостанция SIRUS A14

Радиостанции Sirus  A14 авиационного диапазона отличает надежность при самых тяжелых условиях эксплу...

Рация Vostok AST-12

Vostok AST-12 - это специальная радиостанция на авиационных частотах.Vostok AST-12 - лёгкая и компак...

Рация авиационная YAESU FTA-550L

Yaesu FTA-550L - новая модель радиостанций, работающей в авиа-диапазоне. Рация обладает большим и че...

Рация авиационная YAESU FTA-750L

Радиостанция Yaesu FTA-750L работает с 200 каналами связи и обеспечивает отличную связь в воздушном ...

Рация авиационная YAESU FTA-250L+SAD-20

Yaesu FTA-250L - ультракомпактная авиационная  радиостанция.Рация содержит все основные функции, кот...

Рация авиационная YAESU FTA-550AA

Авиационная радиостанция Yaesu FTA-550AA обеспечивает высокую надежность в использовании и оснащена ...
Нет в наличии Архив

Портативная авиационная радиостанция ICOM IC-A24

Радиостанции ICOM авиационного диапазона отличает исключительная надежность при самых тяжелых услови...
Нет в наличии Архив

Портативная авиационная радиостанция ICOM IC-A14

Радиостанции IC-A14 пришла на смену проверенной временем модели IC-A4 в 2008 году.  Данная модель б...
Нет в наличии Архив

Портативная авиационная радиостанция ICOM IC-A14S

Корпорация Icom продолжает планомерную смену модельного ряда авиационных радиостанций. На смену пров...
Показано с 1 по 13 из 13 (всего 1 страниц)